Стены умеют говорить. Во дворах и переулках есть картины, которых вы никогда не видели. Как узнать, что скрывается за яркими шрифтами и необычными рисунками? Совершить прогулку вместе с уличным художником.
У нижегородского граффити и стрит-арта уже есть своя, довольно продолжительная и интересная история. Карта объектов, созданных местными и приезжими художниками за десяток лет, весьма обширна, а сами работы — очень разные. На прошлой неделе экскурсию нижегородец Никита Кузнецов, более известный как Никита Nomerz, провёл для горожан экскурсию по стрит-арту.
Экскурсия по стрит-арту — одно из мероприятий в рамках ежегодного фестиваля паблик-арта «Новый город: Древний», посвящённого уличному искусству и истории, сохранению старого города. Организатор фестиваля — нижегородец Артём Филатов. Около десяти лет назад он начал заниматься граффити. А сегодня приобщает к стрит-арту рядовых горожан.
Корреспондент NN.RU приглашает «прогуляться» по Нижнему Новгороду вместе с Никитой, увидеть уличные картины, о существовании которых многие, вероятно, не знают, и «послушать» рассказ нижегородца о том, как появились уличные картины, и людях, которые взаимодействуют с городом посредством стен. «Граффити и стрит-артом занимаются разные люди, хотя у них много точек соприкосновения. Эта экскурсия — для тех, кто не очень знаком с этими направлениями, но интересуется ими», — объясняет Никита.
Карта уличного искусства Нижнего Новгорода.
Прогулка по городу стартует в парке имени Свердлова. На встречу с уличным художником приходит около ста человек. Это и молодёжь (школьники, студенты и старше), и люди более зрелого возраста. Никита использует микрофон, чтобы его рассказ было слышно всем. Перемещаясь от объекта к объекту, толпа растягивается и нередко занимает всю ширину улицы. Со стороны это выглядит как шествие (за стрит-арт).
Первый объект — стена пристроя к дому №3 на улице Большой Печёрской. Здесь сохранился один из первых граффити-рисунков, которые появились в Нижнем Новгороде. «Это было в конце 1990-х, — рассказывает Nomerz. — Я точно не знаю, кто был автором. Судя по подписям, его звали Вжик. Этот автор рисовал кистями, что в граффити не принято (рисунки создаются баллонами). Но тогда о граффити было существенно меньше информации. Не было интернета, такого количества журналов, как сейчас».
По словам нижегородца, в конце 1990-х местные художники ещё не понимали сути субкультуры. «Граффити обычном понимании — это, в первую очередь, никнеймы авторов. Вжик обычно писал не свой ник, а слова: «боль», «вода» и так далее. Рядом он обычно добавлял небольшие стихи или подписи, связанные с этим словом. Остальные работы Вжика уже не существуют.», — отмечает Никита.
По словам художника, граффити и стрит-арт отличаются техникой создания объектов. Граффити — это, в основном, баллоны с краской. А вот в уличном искусстве используются самые разные материалы: кисти, валики, скульптурные композиции, скотч, бетон и так далее. «Уличное искусство, в отличие от граффити, не имеет установленных правил, границ, — отмечает художник. — Правда, сейчас граффити тоже трансформируется. Многие начинают делать не шрифты с персонажами, а более абстрактные композиции. Появляется много терминов, обозначающих эти изменения: «постграффити», «графутуризм» и так далее».
Маршрут экскурсии по Нижнему Новгороду выстроен в направлении от классического граффити к стрит-арту. Граффити Вжика — это уже old school, «старая школа».
Одним из мест, популярных среди первых нижегородских граффитчиков, была электроподстанция на улице Большой Печёрской. Она представляла собой так называемый hall of fame, «зал славы». В 2005–2006 годах здесь активно рисовали. «Обычно граффитчики пишут свои имена. В погоне на славой «нелегалы» выбирают более проходимые, публичные места. Но всегда были участки, в которых можно было порисовать свободно», — поясняет Никита.
Стремление никому не мешать, не конфликтовать с местными жителями — одна из причин, почему граффити появляются в полузаброшенных, безлюдных местах. «Со временем в hall of fame образуется много слоёв. Мы начинали рисовать вместе с Артёмом Филатовым. Электроподстанция была местом, где появилась одна из наших первых полноценных работ, writing», — добавляет уличный художник.
Для многих занятие граффити было частью хип-хоп культуры: рэп, брейк-данс, диджеинг. Со временем, взрослея, граффити-художники трансформируют свой стиль, подход: они взрослеют и хотят сказать нечто большее, чем просто шрифт. Так появляются делать сюжетные, идейные рисунки. «Мы тоже начинали как граффити-художники и постепенно ушли в сторону стрит-арта: экспериментировали с разными техниками, стилями и так далее», — поясняет Никита.
Новая остановка — старый дом на улице Нестерова, 35. В прошлом году в рамках фестиваля уличного искусства «Новый город: Древний» на нём появилось «полотно» под названием «Кружева». Его создали уличные художники Стас Добрый (Москва) и Тимофей Радя (Екатеринбург). Стас Добрый рисовал персонажей и узоры, которые напоминают старинные кружева. Тимофей, который много работает с текстом, нанёс цитаты трудов церковника Августина Блаженного. «Этот текст связан с памятью, воспоминаниями. Главная идея фестиваля — в том, что мы должны помнить старую архитектуру, старый город, потому что он постепенно исчезает.
Большинство объектов фестиваля — старые деревянные дома, — рассказывает Nomerz. — Все объекты, участвующие в фестивале, оформляются по заявкам самих жителей. Артём общается с ними, записывает интервью, узнаёт историю дома, семей, которые в них живут».
По соседству с домом в кружевах — одна из работ, созданных Артёмом Филатовым в 2011 году (серия изображений скал, камней). «Для Артёма это был переходный период, когда он начал отходить от классического граффити. Он любит деревянные поверхности», — отмечает Никита.
Если перейти через улицу, можно увидеть картину, сделанную во всю стену двухэтажного деревянного дома по улице Ковалихинской, 16. Эта «картина» называется «Рыба» и была создана в 2013 году Андреем Оленевым и Фёдором Махлаюком. «Андрей и Фёдор — участники творческого объединения Muddlehood, в которое также входят Яков Хорев и Антон Мороков. «Рыба» создана по инициативе художников. Они тоже общались с местными жителями», — отметил Никита Nomerz.
«Первый крупный стрит-арт проект был реализован в 2010 году в Нижегородском выставочном комплексе. Он назывался Crosspoint, — рассказывает Никита. — Участвовало множество молодых художников, дизайнеров, фотографов. Мы поделились на несколько групп, каждая из которых по-своему оформила отдельный зал. После этого проекта мы создали несколько совместных работ».
В их числе — огромное изображение на стене дома по улице Ковалихинской, 28. В его создании участвовали Артём Филатов, Вова Чернышёв, Даша Крючочек, Фёдор Махлаюк, Антон Мороков, Максим Тролов и Ваня Серый. «Мы не спрашивали разрешения у жильцов. Но до нас стена уже была изрисована. Думаю, мы сделали лучше — поэтому никто не возмущался», — поясняет Никита.
Экскурсионная группа спускается к инсталляции Артёма Филатова «Доска объявлений» (напротив дома №33 по улице Ковалихинской). «В конце концов, он ушёл от рисования на стенах. «Доска объявлений» — своеобразный монумент средству коммуникации, которое уходит в прошлое. Это не готовое сооружение: Артём собирал доски в разных местах. Он установил сооружение там, где были когда-то деревянные дома», — рассказывает Nomerz.
По мнению художника, за последние годы в Нижнем Новгороде сформировалось некое сообщество, которое некоторые называют нижегородской школой стрит-арта. Её отличие от других городов — в том, что чаще всего объектом рисования становятся деревянные поверхности. «С одной стороны, эти поверхности интересны в плане фактуры. С другой — у нас, объективно, много заброшенных деревянных домов. Когда уличный художник выбирает, где рисовать, ему интересны атмосфера и место. Но не хочется и иметь проблем с жителями», — говорит Никита.
Иногда уличные художники также трудятся в студиях, мастерских. Одна из них — ремесленное пространство «Артель» в «Нижполиграфе» (улица Варварская, 32). «Это очень комфортное, большое пространство. Там мы создали серию панно для фестиваля WAFEst на Горьковском море. Мне хотелось подчеркнуть связь с природой: фестиваль проходит на открытом воздухе, в окружении леса, вблизи водохранилища. Мои персонажи создают гнездо. Пространство WAFest тоже создаётся очень кропотливо», — отмечает нижегородец.
Следующая «остановка» — стадион «Водник». «Это ещё один старый hall of fame в Нижнем Новгороде, — рассказывает художник. — Здесь рисовали почти легально. На стенах вблизи футбольной площадки много шрифтовых композиций одного из первых нижегородских уличных художников Александра Stan. Он занимается каллиграфией и любил рисовать здесь. В последние лет пять здесь практически ничего не обновляется — разве что новички, дети что-то пробуют. Полноценных, хороших работ здесь уже нет», — поясняет Никита.
Самые первые граффити появились на стене гаража, расположенного ближе к улице Звездинке. «Сейчас это «каша»: очень много слоёв. Интересно было бы «разложить» их. Изначально здесь рисовали полноценные, качественные рисунки. Когда я начинал, мне было интересно прийти сюда и посмотреть, что нового появилось», — добавляет «гид».
Экскурсионная группа перемещается во двор дома №9А по улице Ошарской. По мнению художника, он сам по себе очень колоритный: жители всячески украшают это место. «Здесь несколько часов назад было создано «Убежище». Автор — пензенский художник Саша Блот.
«Когда мы рисовали, у нас был очень интересный разговор с жителями. Подъехала машина, вышел мужчина: мол, чё это вы тут рисуете? Мы насторожились, — рассказывает Никита Nomerz. — А он продолжает: «А чё тут-то? Давайте там, там виднее! У меня тут ворота гаража разрисуйте!». Вышли другие жители — предложили использовать фасад своего дома. В общем, отреагировали очень позитивно. Очень удивила женщина в возрасте: «Вот тут на Октябрьской «Узник» нарисован. Классный», — говорит. Я ответил, что это я рисовал. Она похвалила и добавила: «Респект!». Я удивился, насколько город хорошо знает стрит-арт».
Это — стена дома №21 по улице Октябрьской, яркий пример сотрудничества разных художников. «Обычно Андрей Дружаев рисует веточки без листьев и цветочков. Возможно, кто-то видел: он их вписывает в проёмы и так далее. Эта работа появилась в начале весны. Когда стало теплее, кто-то другой нарисовал листочки и цветы. Это отображает суть стрит-арта: максимальная коммуникация с жителями, другими художниками. А ещё — постоянное видоизменение. Изображения, инсталляции появляются, изменяются, исчезают. Многие пропадают: их сносят вместе с домами», — отмечает «гид».
«Это одна из последних работ в серии «Живые стены», которые я сделал в Нижнем Новгороде (до неё была башня на Нижне-Волжской набережной и другие). Я хотел оживить некоторые места, придать им лица, максимально взаимодействуя с объектами, обыгрывая их особенности. Когда я увидел этот сарай, он напомнил мне решётку. Для меня этот сюжет был вдвойне символичен: в тот момент я должен был уйти в армию и тоже лишиться свободы, на целый год», — поясняет Никита Nomerz.
Постепенно экскурсия близится к концу. Переместившись от улицы Октябрьской на улицу Рождественскую, группа заходит на территорию бывшего виноводочного завода «Почайна» (улица Почаинская). «Теперь это творческое пространство: здесь есть студия звукозаписи, галерея, мастерские по керамике, тату-салон и так далее, — рассказывает Никита.
На торцевой стене дома, обращённого к Зеленскому съезду, виден рисунок команды «Той». По словам художника, отображение творческого союза его участников: Егора и Севы.
«С противоположной стороны — моя «Точка притяжения». Летом здесь проводили уличный музыкальный фестиваль. Меня пригласили поучаствовать. Мне кажется, это место стало точкой притяжения молодёжи», — отмечает Никита Nomerz.
Заключительная точка прогулки по городу — Почаинский овраг. В 2012 году вблизи него случился оползень. Потом сделали подпорную стенку. Пустынное место, где летом жарят шашлыки, превратилось в новый «зал славы».
Сегодня, 24 сентября, в 13.00 на площади Максима Горького стартует последняя в этом году экскурсия по уличному искусству. Её проведёт художник Яков Хорев. Не упустите возможность услышать, о чём говорят стены. Участие в прогулке — бесплатное.
В ТЕМУ: Карта стрит-арта: чем красива «изнанка» Нижнего Новгорода