Один из самых успешных видов спорта нашего региона — боевое самбо — несколько месяцев находится в беде. Даже недавняя победа Александра Нестерова на чемпионате мира в Румынии стала лишь ложечкой меда. Регион рискует полностью потерять боевое самбо. Хотя шансы на спасение еще есть.
На пути к золотой медали выиграл «чемпионат СССР»
Но сначала о приятном. На прошедшем в начале ноября в Бухаресте чемпионате мира по боевому самбо был всего один представитель Нижегородской области, воспитанник кстовской школы Александр Нестеров. Но «одиночество» не помешало ученику заслуженного тренера России Алексея Чугреева выиграть золото в категории до 57 кг.
Более желанной победы в карьере 27-летнего кстовчанина точно не было, ведь на чемпионат мира Нестеров вернулся спустя долгие девять лет. Страшно представить, но в последний раз Александр бился на самбистском мундиале в 2009 году, когда в составе сборной России еще выступал легендарный кстовчанин Сергей Храмов, а будущая звезда и шестикратный чемпион мира Вячеслав Василевский только дебютировал на международной арене.
— В 2009 году я потерпел досадное поражение в финале, — вспоминает Александр Нестеров. — Мне тогда было всего 18 лет и для победы просто не хватило опыта и выдержки! С тех пор я завоевал массу наград: был первым на чемпионате Европы, брал Кубки мира, но у меня не было главной победы! О чемпионате мира я думал все эти девять лет.
Восхождение на верхнюю ступень пьедестала у Александра Нестерова получилось тяжелым. На пути к золотой медали кстовчанину пришлось выиграть целый «чемпионат СССР», поочередно убрав соперников из Казахстана и Туркменистана. А в финале Нестерова поджидала самая интересная дуэль турнира — с Александром Воропаевым из Украины.
— Политического подтекста искать не стоит, мы с украинскими спортсменами общаемся отлично, — рассказывает Нестеров. — Интрига была в том, что всего пару месяцев назад мы встречались с Воропаевым в финале чемпионата Европы! И тогда я уступил с разницей в один балл.
Вендетта состоялась на ковре Бухареста. И на этот раз победу с минимальным перевесом праздновал Нестеров. Причем всё решил один бросок!
— Бойцы с постсоветского пространства — по-прежнему самые сильные на чемпионате мира. Но за эти девять лет, что меня не было на турнире, уровень вырос в разы. В 2009 году далеко не все участники знали правила, а сейчас самбисты из Венесуэлы, Камеруна или Тринидада и Тобаго могут составить хорошую конкуренцию кому угодно. Эта победа очень ценна!
Вы здесь никому не нужны
Если Тринидаду и Тобаго за развитие боевого самбо можно ставить жирный плюс, то в Кстове — некогда столице мирового самбо — спортсмены оказались в тяжелейшем положении. Фактически, полтора месяц назад боевое самбо здесь просто рисковало исчезнуть как вид. А Нестеров мог поехать на чемпионат мира уже не от Нижегородского региона, а от Краснодарского края.
— Мы действительно рассматривали возможность переезда в Новороссийск, — отмечает Алексей Чугреев. — Там нам с Александром предлагали очень хорошие условия. Но мы были готовы уехать только вместе со всей кстовской командой боевых самбистов в составе четырех тренеров и восьми спортсменов.
Вы представляете, что в одночасье наш регион мог лишиться целого вида спорта, который на протяжении десяти с лишним лет приносил Нижегородской области медали мировых и европейских чемпионатов? В голове это не укладывается!
Возможная миграция бойцов в Новороссийск стала отголоском нашумевшей истории в кстовской Специализированной школе олимпийского резерва (СШОР), когда боевое самбо там вдруг оказалось не нужно!
Точки кипения этот конфликт достиг в конце сентября. Алексей Чугреев, а вслед за ним другие тренеры и спортсмены тогда написали заявление об уходе. В СШОР удерживать боевых самбистов не собирались. Более того, директора СШОР Александра Давыдова неожиданно поддержали и во Всемирной академии самбо.
— Нам уже несколько лет намекали в СШОР, что мы здесь никому не нужны, — отмечает Алексей Чугреев. — Несмотря на отличные результаты, спортсменам и тренерам постоянно урезали зарплаты. Мы были готовы уйти из СШОРа, просили только, чтобы нам разрешили тренироваться в Академии самбо. Но нас перестали пускать и туда. Причём выставленными за дверь оказались и взрослые спортсмены, и дети!
Остаться без внимания общественности такое событие не могло. За боевое самбо вступились и в Министерстве спорта Нижегородской области, и в администрации Кстовского района, и в областном правительстве. Конфликт удалось смягчить: Чугреев вместе с командой остался в СШОР, но точка еще не поставлена.
— Очевидно, что работать с нынешним директором мы не сможем, — продолжает Алексей Чугреев. — Последние два года мы только и делаем, что боремся с руководством, которое постоянно вставляет нам палки в колеса. Ясность должна наступить в январе 2019 года, когда СШОР перейдет в областное ведомство и будет подчиняться Министерству спорта. Все мы надеемся, что школа получит нового директора, а боевое самбо — нормальное финансирование.
«Самбо — наша единственная работа»
Как бы ни завершилась эта история, Алексей Чугреев скорее всего, покинет Кстово. Правда, перебраться он может не только на Кубань, а намного ближе — в Нижний Новгород. Тренер давно говорит о том, что боевое самбо необходимо развивать в административном центре региона.
— По большом счету, в Кстове достаточно иметь двух-трех тренеров, потому что занимающихся не так много. Другое дело — Нижний Новгород, где можно привлечь к боевому самбо огромное количество детей. У нас сейчас появляются интересные тренеры, которые раньше сами выступали и выступают на высоком уровне: Максим Купцов, Сергей Разин. У того же Саши Нестерова ученики уже побеждают на всероссийских турнирах. В Кстове хватит тренерских кадров, чтобы открыть сразу несколько залов в Нижнем Новгороде.
При этом Алексей Чугреев отмечает, что уходить из СШОРа ему и другим специалистам необязательно. Вполне можно открыть новые залы под эгидой кстовской школы. Но в любом случае камнем преткновения будет финансирование.
— Все почему-то думают, что боевое самбо для нас — это какой-то дополнительный заработок, — удивляется Чугреев. — На самом деле, это наша единственная работа! Для развития боевого самбо нужны средства. Почему в том же 2009 году у нас на чемпионате мира было сразу две золотые [Сергей Храмов и Вячеслав Василевский] и две серебряные медали [Алексей Гагарин и Александр Нестеров]? Потому что никаких проблем с деньгами тогда не было.
В недалеком прошлом поддержка боевых самбистов в Нижегородском регионе была на высоком уровне. Именно поэтому у нас в конце 2000-х и появился такой спортсмен, как Вячеслав Василевский, который по достижениям в боевом самбо превзошел Федора Емельяненко. Как думаете, надолго бы Василевский задержался в Кстове, получай он месячную зарплату в 9000 рублей, как нынешние самбисты?
Хочется верить, что ситуация с самбо и боевым самбо все-таки изменится, и вспоминать о нем начнут не только, когда всё становится очень плохо.