В Нижегородской области закончились нерабочие дни, которые были введены из-за роста заболеваемости коронавирусом. На две недели в регионе закрылись досуговые организации и общепиты. Очередные ковидные ограничения с новой силой ударили по бизнесу, который не успел оправиться еще с прошлого года. Корреспондент NN.RU узнал у местных предпринимателей, как выживает малый и средний бизнес Нижнего Новгорода после очередной нерабочей недели.
С 8 ноября посещение большинства учреждений в Нижегородской области возможно лишь по предъявлению QR–кода, который выдается переболевшим или вакцинированным гражданам. Документы теперь проверяют при в ходе в кафе, торговые центры, театры, концертные залы, кинотеатры и музеи.
Накануне Ассоциация владельцев кинотеатров высказала свою позицию в отношении ограничительных мер, запрещающих посещать кинотеатры тем, у кого нет QR-кода. По словам кинопрокатчиков, индустрия и так находится почти на грани вымирания из-за отсутствия контента, срыва премьер и перехода зрителей на онлайн-платформы.
В кинотеатре «Орленок» рассказали, что количество посетителей снизилось из-за введения в начале октября пропуска на развлекательные мероприятия по спецдокументам.
— Судить еще рано, оценить ситуацию можно будет по заполняемости залов с выходом громких премьер, — отметили в кинотеатре.
Не менее сильно от пандемии коронавируса пострадал и ресторанный бизнес. Ассоциация нижегородских рестораторов написала обращение к губернатору Глебу Никитину с просьбой разрешить кафе и ресторанам принимать гостей в период нерабочих дней. Правительство сделало послабление для общепита, разрешив работать не только на доставку, но и навынос. Однако, по мнению директора Ассоциации рестораторов Нижегородской области Алексея Беляева, подобные меры не помогли большинству заведений.
— На доставку работает мало заведений: у ресторанов — всего по 5–10 доставок в день. Это катастрофа. Разрешение работать навынос очень сильно помогло только «Макдоналдсу» и шаурмичным, еще больше людей ушло туда из ресторанов. Заведения старались сохранить персонал, платили зарплаты, поддерживали поставщиков, поэтому за две недели все ушли в глубокий минус. Выбраться из него с системой QR-кодов невозможно, — рассказал Алексей Беляев.
Большинство заведений, которые подают не фастфуд, не смогли приспособиться к подобным условиям.
— Как, например, доставить из «Пяткина» суточные щи или студень?! По-хорошему, никак. Так что доставка и самовывоз — это не история про поддержку штанов во время локдауна, — прокомментировал ситуацию ресторатор Александр Котюсов.
Новые ограничения усугубили ситуацию ресторанного бизнеса, который не успел оправиться после противоковидных мер прошлого года. Даже 800-летие Нижнего Новгорода, на празднование которого приехало большое количество туристов, не смогло решить финансовые проблемы местных заведений, отметил Алексей Беляев.
— У многих были долги и нестабильная прибыль. Второй удар — на добивание, после этого еще QR-коды ввели…тяжелая ситуация, — рассказал ресторатор.
Наблюдая за опытом других регионов, где посещение общепита по QR-кодам было введено раньше, местные предприниматели осознают, что выручка ресторанов значительно снизится.
— В регионе (как и по всей стране) примерно 50% привитых или переболевших. Вот уже тупо получили, что посещаемость упала в два раза. Плюс ситуация с друзьями / семьями. Муж вакцинирован, жена — нет. Значит оба не идут в ресторан. В компании из восьми человек двое не вакцинировано, значит все восемь не идут! Поэтому я оцениваю падение посещаемости процентов на 75. В ноябре точно! Соответственно и выручки тоже. Именно такие цифры уже есть в тех регионах, где коды ввели в октябре…в той же Казани, — рассуждает предприниматель Александр Котюсов.
Рестораторы продолжают вести диалог с региональными властями и надеются, что к Новому году ситуация улучшится, поскольку зимние каникулы в Нижнем Новгороде пройдут в статусе «новогодней столицы России».
Организаторы мероприятий уже привыкли жить в неопределенности. Некоторые и так с опаской планируют события на следующий месяц. Руководитель концертного агентства «Нижегородконцерт» Александр Бениш рассказал корреспонденту NN.RU, что несмотря на введенные ограничения по коронавирусу, большинство концертов было перенесено и проведено.
— Я уже не вижу какой-то паники в этой ситуации. Понятно, что за эти два года отрасль пострадала, особенно во время первой и второй волны заболеваемости, когда люди были совсем не готовы и не понимали, что с этим делать, — рассказал предприниматель.
По его словам, неожиданное введение QR-кодов вызвало некоторую заминку. Так, например, с октября на февраль был перенесен концерт Стаса Пьехи, так как не все нижегородцы успевали, как минимум, получить документ к дате мероприятия. Напомним, что код приходит на сайт «Госуслуги» через некоторое время после вакцинации или иммунизации.
Письмо к губернатору направили и владельцы торговых центров в городе, где на время нерабочих дней было закрыто большинство магазинов. По словам предпринимателей, они вынуждены снижать стоимость аренды помещений, но подобные меры помогают лишь на короткий срок, поскольку арендаторы продолжают нести расходы. Кроме того, администрация торговых центров столкнулась с волной негатива из-за проверки документов на входе. Посетители обвиняют магазины в «нарушении прав и свобод граждан» и призывают бойкотировать торговые центры.
Ситуация с пандемией постоянно меняется, и предпринимателям приходится под нее подстраиваться. Бизнесмены продолжают вести переговоры с местными властями и надеяться на лучшее. Как отметили в правительстве Нижегородской области, использование QR-кодов позволяет минимизировать риск для здоровья граждан.
По словам министра здравоохранения Нижегородской области Давида Мелик-Гусейнова, две недели нерабочих дней дали региону возможность стабилизировать ситуацию с заболеваемостью. По словам чиновника, примерно на 11% снизилась доля впервые выявленных людей с положительным тестом на коронавирус и на 13% — количество госпитализированных.
Ранее мы рассказывали, что в Нижегородской области не планируется продление нерабочих дней.