У нас точно будут ретротрамваи?
Да, теперь уже точно. Если, конечно, на закупку снова не подадут жалобу из-за нарушения антимонопольного закона.
Вчера вечером были подведены итоги аукциона на поставку трамваев: подробности можно увидеть на сайте госзакупок. В конкурсе победил «Сбербанк Лизинг»: это была единственная компания, подавшая заявку на участие.
Какую цену предложил департамент экономического развития?
945 995 583,60 рубля.
За какую сумму «Сбербанк Лизинг» поставит ретротрамваи?
За 945 995 583,60 рубля.
А разве так можно?
Можно. По правилам госзакупок, если на участие в аукционе подает заявку только одна компания, аукцион считается недействительным, однако если организатора устраивает участник, то с ним и заключается контракт. Но, несмотря на то что обычно госаукционы подразумевают снижение изначальной цены, в случае с ретротрамваями сумма не изменилась ни на копейку.
Сколько стоит один ретротрамвай?
Сначала замгендиректора по гражданской продукции «Уралтрансмаша», у которого будут закуплены вагоны, заявлял, что стоимость будет «сильно меньше 50 миллионов рублей». Источник в нижегородском правительстве рассказал NN.RU, что стоимость вагона с учетом страховки обойдется в 60 млн рублей. Кстати, модели таких же вагонов без ретрооформления стоят 48 миллионов рублей.
Что за оформление такое?
Например, в задней части вагонов появятся колеса, имитирующие стоп-краны, у места кондуктора расположится веревка с клаксоном, а подвесные поручни будут изготовлены из натуральной кожи. Впрочем, не обойдется и без новшеств: источник в правительстве рассказал редакции, что в ретротрамваях будут кондиционеры, точки WI-FI, USB-кабели для зарядки гаджетов и особое тяговое оборудование, из-за которого вагоны смогут плавно тормозить и двигаться.
Можно ли будет дергать стоп-кран?
Пока не знаем, но обязательно попробуем.
Что вообще за история с ретротрамваями?
Большая и драматичная, за которой мы пристально следили.
В марте мэрия Нижнего Новгорода сообщила, что закупит у ООО «УралТрансМаш» ретротрамваи за 400 миллионов рублей, однако цену за один вагон не указала. Через четыре дня после заявления мэрии на сайте госзакупок появился аукцион, в котором цена выросла до 945 миллионов рублей.
Нижегородцы заинтересовались, кто выдвинул инициативу закупки: оказалось, это была городская мэрия. На онлайн-заседании парламента депутаты единогласно поддержали решение. Спустя некоторое время аукцион отменили. Еще через некоторое время аукцион запустили снова.
Идея властей вызвала много вопросов как у обычных горожан, так и у урбанистов: под постами о ретротрамваях в инстаграмах Глеба Никитина и Юрия Шалабаева появлялись комментарии с критикой. По словам активистов «Комфортной среды» и «Городских проектов», спустя некоторое время мэр отправил аккаунты организаций в черный список. После нашей публикации о банах Шалабаев связался с NN.RU и рассказал, что никогда никого не банит.
Неделю назад на портале госзакупок под лотом ретротрамваев появилась плашка о приостановлении аукциона из-за жалобы. «ПК Транспортные Системы» обвинили власти в нарушении антимонопольного закона. Впрочем, «ПК ТС» вскоре отозвали жалобу, не дождавшись ее рассмотрения.
И что теперь будет?
Теперь у города будет 11 ретротрамваев. Первый появится в Нижнем через месяц, второй — через три, еще два — через четыре, еще три — через пять, и еще четыре — через полгода.
Что?
Да.
Как к этому относятся урбанисты?
— Сами говорят, с одной стороны, что парк изношен на 80%, а другой рукой закупают 11 ретротрамваев за 85 миллионов за штуку. В то время как нормальные города вроде Челябинска покупают за те же деньги 30 современных трамваев, обновляя парк. Одновременно с нами они закупили новые трамваи, каждый им обошелся в 30 миллионов.
Это ужасное управленческое решение, которое могло прийти в голову только временщикам с горизонтом планирования максимум в один год. Это как сделать дорогой красивый ремонт в доме, в котором крышу проливает. Выбросили деньги на блестяшки. А уж то, что ни мэр, ни губернатор вообще не прокомментировали ни разу предложение закупить вместо ретротрамаев нормальные вагоны, то, что они проигнорировали 3000 подписей нижегородцев, не удосужившись даже слово сказать в защиту своего сумасбродного решения, — вообще какой-то позор, — поделился мнением с NN.RU глава движения «Городские проекты в Нижнем Новгороде» Алексей Садомовский.
Что говорят власти?
— Эта закупка — она праздничная. Она предполагает не только решение бытовых проблем, но и украшение центра города. Это то, что будет привлекать туристов со всей страны или даже мира. У нас будут на Рождественской и на 2-м маршруте ходить реальные ретротрамваи из тех, которые у нас есть в парке. Реально старые. Та же модель, которая появлялась в «Месте встречи изменить нельзя» — она будет ходить по Рождественской. А наверху будет ходить трамвай более новый, но тоже ретро, тоже красивый такой. Мы их перекрасим в один цвет. Не тот [цвет], который сейчас ходит [на фотографии вагона] в интернете, а тот, который именно старинный. В том же цвете, который в «Место встречи изменить нельзя». Мы заказывали всё под единый цвет. [Под него же] будет выкрашен фуникулер под стеной кремля. Всё это будет в едином стиле, единой туристической фишкой, — сообщил редакции источник в правительстве.
Окей. А за чей счет будут закуплены ретротрамваи?
— Мы закупаем трамваи за государственный счет. Мы действительно покупаем не 17, а 11. Стоимость этого трамвая обоснована. Мы смотрели ее — там действительно используются материалы уникальные. Дерево, кожа — он реально высокого класса. Он будет уникальным для Нижнего Новгорода. При этом он решает проблему общественного транспорта. Мы 11 трамваев высвободим для других маршрутов. У нас количество трамваев увеличится на 13 штук, — передал источник.
Нижегородский блогер Андрей Вовк ранее заявлял со ссылкой на собственные источники, что деньги на эту закупку может выделить Минпромторг. Официально подтвердить эту информацию нам не удалось.
Понятно. А цены на билеты будут выше?
— [Трамваи] будут абсолютно новые, они будут перевозить просто нижегородцев по карте жителей, по тому же самому тарифу, который действует сейчас для всех. Никакой проблемы с этим нет. При этом они еще будут работать на туристов с аудиогидом и этим элементом уникальности, — добавил источник.
И все-таки чем обусловлены такие цены?
Ретростилем, мы же уже говорили.