На пороге строительства первого участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань, Минфин РФ предлагает перенаправить деньги на развитие аэропортов, северного морского пути и морских портов России.
В министерстве считают, что строительство ВСМ — риск для бюджета, якобы прогноз среднего пассажиропотока завышен.
Минфин предлагает предусмотренные на строительство ВСМ 200 миллиардов рублей пустить на развитие региональных аэропортов, Севморпути и морских портов России, сообщает «Ъ».
Напомним, в Правительстве РФ одобрили начало строительства первого участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Он должен пройти от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской.
Планируется, что в будущем сама трасса станет частью ВСМ «Евразия», по которой можно будет переместиться из Берлина в Пекин за двое с половиной суток. Проект оценивается в 621,5 миллиарда рублей, из которых 200 миллиардов рублей должны выделить из бюджета, столько же должно вложить ОАО «РЖД», оставшуюся сумму внесет концессионер, которого пока не выбрали. Рассматривают китайские и немецкие компании.
— Если рассуждать масштабами большой страны, я не исключаю, что морские пути сообщения для России могут играть бо́льшую роль, — рассказал NN.RU урбанист, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. — Для нас проект высокоскоростной магистрали несколько двусмысленный. Для меня как эколога, конечно, больно, что речь идет об уничтожении существенной части нескольких памятников природы. В первую очередь, Смирновских дач у аэропорта. Второй момент — у нас зона карстовых провалов там, где спроектирована высокоскоростная магистраль. Кроме того, у нас риск социальный. Если поездка до Москвы составит два часа, то будет отток квалифицированной рабочей силы в Москву и снижение потенциала развития нашего региона. Поэтому я без особого сожаления отношусь, если такое перераспределение (средств. — Прим. ред.) произойдет.
Но из реализации высокоскоростного проекта при определенных условиях, конечно, можно было извлечь большой плюс, отмечает эксперт. Если бы была магистраль, мы могли бы организовать больший поток туристов. В этом случае Дзержинск мог бы быть экологически чистыми воротами в Нижегородскую агломерацию. Потому что Ока на подходе к Дзержинску — чистая, нормальная. Там нет никаких грязных промышленных объектов выше Дзержинска. Вся прилегающая к Оке зона Дзержинска с экологической точки зрения тоже привлекательна.
—Желнино, например, дачная зона со времен Максима Горького. Можно было это все раскручивать, — резюмировал урбанист. — Высокоскоростная дорога несет плюсы и минусы. Для того, чтобы плюсов было больше, нужны дополнительные проекты. Но я, к сожалению, о них ничего не знаю. Поэтому у меня такая точка зрения: жираф большой, ему видней. Мы не так много потеряем.
Напомним, руководитель научно-образовательного Центра независимых комплексных транспортных исследований в составе Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Колин уверен, что этот отрезок железной дороги не решит транспортных проблем, но строить ВСМ все равно надо.