Прогуливаясь по пешеходной улице Нижнего Новгорода, вы когда-нибудь отступали влево или вправо? К вам приходило желание заглянуть во дворы? Со всей ответственностью можем заявить, что такое желание регулярно приходит к туристам, которые видят наш город впервые. И что же открывается их взору? Сожженные дома, заколоченные окна, обваливающиеся фасады и уродливые граффити. Мы прогулялись по изнанке улицы Большая Покровская и выяснили, почему местность выглядит настолько непрезентабельно.
Начнем свое небольшое путешествие с площади Горького и пройдёмся до площади Минина и Пожарского, заглядывая во все возможные подворотни. Там можно увидеть много интересного, например, сгоревшее здание.
Нежилые развалюшки
Дом 46б по улице Большая Покровская сгорел в конце прошлого года, во время пожара погибло два человека. Как сообщает администрация Нижнего Новгорода, его снесут как только закончится процедура расселения оставшихся в живых жителей дома — расселить людей планируется до конца этого года. Как рассказали NN.RU в администрации, сейчас они живут в муниципальных квартирах.
Что ж, идем дальше. А дальше следует целый ряд нежилых помещений, облик которых, мягко говоря, вызывает серьезные вопросы.
Участок земли на углу улицы Большой Покровской и Холодного переулка был выделен под строительство женского духовного училища ещё в 1857 году. Графиня Анна Толстая пожертвовала его Нижегородской епархии «в вечное владение». Училище было открыто 22 октября 1866 года, на третьем этаже расположилась домовая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С приходом к власти большевиков училище закрыли, а домовую церковь уничтожили. Здание отдали военным — оно получило название «Дом офицеров».
Большую Покровскую, дом 30 вновь передали РПЦ лишь в 2011 году. Там, как и прежде, находится церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А вот женское епархиальное училище теперь располагается в другом месте — при Строгановской церкви на улице Рождественской.
Ремонтные работы по этому адресу запланированы на 2023 год, сообщили в пресс-службе Нижегородской Метрополии.
Усадьба И. Я. Равкинда является объектом культурного наследия (ОКН).
Между 1826 и 1828 годами участок под современными зданиями № 42 и № 44 выкупил инженер Рафаил Рафаилович Бауса. Здесь он выстроил деревянный дом на каменном фундаменте (современный дом № 42). После смерти мужчины имущество перешло по наследству его жене Жозефине, проживавшей в Париже.
Жозефина продала дома титулярной советнице Прасковье Лавровской. Далее они принадлежали балахнинским купцам Петру и Ивану Латухиным, потом титулярной советнице Марье Катанской, потом купцу Петру Бибихину, потом мещанке Е. Ф. Николаевой. Позднее усадьбу выкупил нижегородский купец Иосиф Равкинд.
В советское время после национализации в здании размещались квартиры для рабочих.
Не так давно в здании находился ресторан рэпера Тимати Black Star Burger и «Бургер Кинг».
Прямо сейчас ОКН вновь выставлен на продажу. В июне за него просили 35 млн рублей, теперь увеличилась продаваемая площадь, а соответственно и цена. Сейчас дом продают за 65 млн рублей.
Здание общественно-досугового центра «Орленок» относится к театру кукол и является государственной собственностью.
В доме номер 12 по улице Пискунова находится ювелирный магазин-мастерская «Скарабей», а также секонд-хенд «Твой бывший». Собственником является Союз театральных деятелей Российской Федерации. Здание находится по соседству с Домом актера.
Согласно данным «Контур.Фокус», дом 22а принадлежит трём собственникам: ООО «Волговятконтракт», ООО Кафе «Покровка» и частному лицу — Юлии Аникиной, которая является ИП. Сфера деятельности ООО «Волговятконтракт» и ИП Аникина — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Директор ООО «Волговятконтракт»- Сергей Ягодкин. Генеральный директор ООО Кафе «Покровка» — Галина Коннова.
За внешний вид нежилых зданий ответственность несет собственник (информацию о некоторых из них в открытых источниках найти не удалось). Означает ли это, что здание, в таком случае, будет отпугивать туристов до тех пор, пока собственник не пожелает его отремонтировать, и сделать ничего нельзя?
— Надзорные органы могут обязать собственника содержать дом в приемлемом состоянии. К числу надзорных органов относятся городская администрация, ГЖИ и управление государственной охраны ОКН, — сообщили в пресс-службе ассоциации домоуправляющих компаний Канавинского, Московского, Нижегородского, Советского и Приокского районов Нижнего Новгорода.
К слову об ОКН. Выше речь шла про усадьбу И. Я. Равкинда, которая является объектом культурного наследия. Также объектом культурного наследия является жилой дом 10В по той же Большой Покровской. И у собственников недостаточно средств на его ремонт.
Некогда в этом доме жил поэт-имажинист, драматург и друг Сергея Есенина Анатолий Мариенгоф. Сейчас на доме находится мемориальная доска — ее в 2016 году открыли писатель Захар Прилепин и местный федеральный инспектор Денис Москвин.
«Нельзя просто так взять и нанести штукатурку»
— С ремонтом ОКН ситуация примерно такая — для выполнения реставрации объекта культурного наследия требуется проект. Его выполняет специализированная организация. Даже если дом выглядит типовой «сталинкой», но является ОКН — нельзя просто так взять и нанести штукатурку. Экспертиза и проект стоят денег, соответственно, собственники здания должны решить — будут они оплачивать этот проект или нет, и если будут, то из каких средств? — пояснили в пресс-службе ассоциации ДУКов.
Поскольку сумма реставрационных работ по проекту может выйти гигантская, более 10 млн рублей, собрать ее жителям не всегда под силу. Следовательно, необходимо финансирование из фонда капитального ремонта либо выделение средств по специальной программе, вроде подготовки к юбилею города или к чемпионату мира — 2018. Многие дома на Большой Покровской были отремонтированы, именно благодаря чемпионату четыре года назад.
— Домоуправляющие компании регулярно испрашивают средства у города и области для ремонта ОКН. В принципе, дело движется, — добавляют в пресс-службе ассоциации ДУКов.
Что касается ремонта конкретно дома 10в, то в администрации Нижнего Новгорода сообщают следующее: согласно региональной программе, капремонт запланирован на 2031 год. Однако при предоставлении собственниками необходимого пакета документов в администрацию Нижегородского района вопрос о необходимости ремонта будет рассмотрен в более ранние сроки.
Все адреса домов, которые попали в этот материал, мы также направили в администрацию Нижнего Новгорода. Нам пообещали, что информация будет передана в ГЖИ и административно-техническую инспекцию.
Что мы имеем в итоге? За большинство непрезентабельно выглядящих домов с «изнаночной» стороны Покровки отвечают сами собственники, но каждый дом при этом является частным случаем. Его внешний вид может контролировать как административно-техническая инспекция администрации Нижнего Новгорода, так и полиция, и прокуратура, и ГЖИ — в зависимости от того, в чём именно состоит нарушение. Главное, чтобы кто-то взял на себя инициативу запустить процесс ремонта или реставрации конкретного объекта. Ну, и выделение денег на ремонт должны счесть целесообразным.
Ранее мы писали, что на капремонт 23 многоквартирных домов-памятников в Нижегородской области потребуется почти 1 млрд рублей.